Доступная среда

«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»

Владимир Путин

 

Перечень нормативных, методических и иных материалов по организации инклюзивного образования:

  1. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
  2. Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ»О внесении изменений в отдельно законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15″Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  4. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи
  5. Положение о классах для детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ Центр образования г. Певек
  6. ПОЛОЖЕНИЕ о специальной индивидуальной программе развития (СИПР), для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС, а также для детей —  получающих обучение на дому.
  7. ПОЛОЖЕНИЕ об инклюзивном образовании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования г. Певек»

 

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Создание доступной среды для всех

В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Проект доступная среда – общие понятия

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.

Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами образования является одним из основных и неотъемлимых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами в школе рассматривается создание условий для получения образования детьми указанной категории с учетом их психофизиологических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
  • сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
  • расширение материально-технической базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • совершенствование кадрового состава.

В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями и детьми инвалидами:

  • Школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации образовательных программ возможно использование дистанционных образовательных технологий;
  • Прием детей ОВЗ осуществляется на оснований рекомендаций ТПМПК городского округа Певек;
  • По медицинским показаниями на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому ии инклюзивное образование;
  • В целях обеспечений освоения детьми с ограниченными возможностями детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ. А также коррекции недостатков их физического и(или)психического развития в школе работает педагог-психолог и медицинский работник;
  • Для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса-учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  • В соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ

«Образование» и регионального проекта по организации инклюзивного обучения детей-инвалидов, а так же для эффективного  включения детей-инвалидов в процесс инклюзивного обучения учителя проходят курсы повышения квалификации по вопросам интегрированного  образования детей инвалидов и детей с ОВЗ,

В соответствии с ФЗ 419 от 01 12 2014 о создании безбарьерной среды, Приказом Минобрнауки РФ №1309 по созданию в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность безбарьерной среды для лиц с инвалидностью в МБОУ Центр образования г. Певек проведены следующие виды работ:

  1. Для обеспечения возможности беспрепятственного входа в школу и выхода из нее установлен пандус для инвалидов и других маломобильных групп населения, имеются телескопические (съемные) пандусы для передвижения (при необходимости) с этажа на этаж в здании ОО.
  2. Размещено электронное табло «Бегущая строка».
  3. Имеются тактильные вывески-обозначения.
  4. Приобретена мобильная система обеспечения перемещения инвалида-колясочника с беспроводной системой вызова помощника.
  5. Возле пункта охраны расположен крючок-держатель для костылей.
  6. Имеются столы с микролифтом – 2 шт.
  7. С целью создания условий для инклюзивного образования детей-инвалидов в ОО в логопедический кабинет закуплены:
    1. программный комплекс для диагностирования речевого развития детей «Логопедическое обследование детей» — кабинет логопеда;
    2. мобильная система обеспечения перемещения инвалида-колясочника с беспроводной системой вызова помощника;
    3. слуховой тренажер «Соло-01В»;
    4. образовательный интерактивный логопедический стол Logo 25 для занятий с детьми, имеющих проблемы с речевым и слуховым развитием – кабинет логопеда;
    5. логопедический тренажер «Дельфа 142.1.» для комплексной работы над устной и письменной речью, включая работы над связным текстом – кабинет логопеда;
    6. зеркало с отверстием для логопедических занятий кабинет логопеда;
    7. кварцевый стерилизатор логопедических инструментов.
  8. В школе созданы условия для организации горячего питания, в том числе и детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети–инвалиды и дети с ОВЗ получают бесплатно двухразовое горячее питание  на основании  п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 — Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства Чукотского АО от 03.09.2019 г. № 422 «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, входящих в Чукотский (надмуниципальный) образовательный округ».

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В ОО имеются в наличии следующие средства обучения и воспитания:

•печатные (специальные учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);

•электронные образовательные ресурсы;

•аудиовизуальные (учебные презентации, учебные фильмы и др.);

•наглядные (плакаты, настенные карты, настенные иллюстрации и др.);

•демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, демоснстационые модели и др.);

•учебные приборы (мобильная естественно научная лаборатория, физические приборы и др.);

•тренажёры и спортивное оборудование.

Данные средства обучения доступны для использования инвалидами и лицами с ограниченными       возможностями здоровья.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В ОО имеются: спортивные залы, зал хореографии, актовый зал. В школе имеются кабинеты  для проведения практических занятий по химии, физике, биологии,  технологии и ИЗО. Оборудован кабинет информатики. Все кабинеты оснащены необходимым оборудованием. Для осуществления учебного процесса используется интерактивное оборудование.