Экскурсия на ПАТЭС
В рамках проекта «Физика сегодня» 9 участников конкурса макетов «Атомный мир» награждены экскурсией на уникальный объект нашего города — плавучую атомную электростанцию «Академик Ломоносов».
Атомная электростанция – режимный объект со строгой пропускной системой, поэтому нашей экскурсии предшествовала предварительная заявка указанием фамилий участников и их паспортных данных. Кроме того, нас предупредили, что фото и видеосъёмка на этом объекте запрещена. После двух досмотров мы наконец достигли палубы, где нам предложили снять верхнюю одежду, надеть каски и провели инструктаж по технике безопасности. Ну что, вперёд за эксклюзивом!
Проходим внутрь. «Академик Ломоносов» насчитывает 6 этажей, перемещение между которыми происходит на лифте (на борту три грузовых и два пассажирских лифта) или по системе трапов. Несмотря на большое количество оборудования, тут довольно просторно. Корпус ПАТЭС цельносварной, разделен перегородками на отсеки (всего на станции 10 отсеков), которые формируют два блока — жилой и технологический. Технологический блок построен с учетом климатических условий. Он изготовлен из специальной стали, обладающей высоким сопротивлением к разрушениям в условиях низких температур. Подводная часть корпуса защищена от коррозии электрохимической защитой и ледостойким лакокрасочным покрытием.
Сначала мы посетили жилой отсек. Для комфортного пребывания сотрудников на плавучей станции есть всё необходимое: хорошие каюты, кинотеатр, библиотека, спортзал, 2 столовых, бассейн, баня и медицинский кабинет.
Затем нам показали турбогенераторный отсек, технологический блок, где находятся сами реакторы и турбины. От жилой зоны все это отделено непроницаемыми переборками (вертикальные стенки внутри корпуса судна), выполняющими функции биологической и физической защиты.
Сопровождали экскурсию Миронов Александр Владимирович — начальник службы реакторно-турбинного оборудования и Кривошапов Дмитрий Владимирович — начальник службы эксплуатации тепловой автоматики и измерений. Из их рассказа нам стало известно, что длина судна — 144,2 м, ширина — 30 м, высота борта — 10 м. Водоизмещение — около 21 тыс. 560 т. Всего 4 палубы и восемь ярусов надстройки. В высоту это примерно 30 метров.
В течение экскурсии ребят интересовало все, что связано с работой ПАТЭС. Они задавали много вопросов, в частности о мощности ПЭБ, экологичности и безопасности станции. Наш экскурсовод объяснил, что ПЭБ — это гладкопалубное несамоходное судно, на котором установлены две водо-водяные реакторные установки ледокольного типа КЛТ-40С. Мощность каждого реактора — до 35 МВт, а по теплу — 140 гигакалорий. Этой мощности хватит на город с населением в 100 тысяч жителей, а это в два раза больше, чем сегодня проживает на территории Чукотки. Реакторная установка КЛТ-40С — это двухконтурная установка с водо-водяным реактором, который соединён системой патрубков «труба в трубе» с парогенератором (4 ПГ) змеевикового типа и циркуляционными насосами первого контура (4 ЦНПК). Сам реактор состоит из корпуса в ковано-сварном исполнении, крышки, блока выемного, включающего блок труб и устройств и шахту внутри корпусную, активной зоны, приводов КГ (8 шт.) и привода А3 (3 шт.). Корпус и крышка реактора изготовлены из теплоустойчивой высокопрочной перлитной стали с антикоррозионной наплавкой. На номинальной тепловой мощности каждый блок реакторной установки обеспечивает выработку 240 тонн в час пара с температурой 290 градусов — этого вполне достаточно, чтобы и в самые суровые морозы Певек жил в комфортных условиях. Электроэнергия выдается напряжением 10 кВ, что наиболее целесообразно для создания линий электропередач. В качестве топлива используется высокообогащённый уран-235.
Одним из волнующих вопросов для учащихся был вопрос о том, почему ПЭБ называется «Михаил Ломоносов»? Оказалось, это связано с тем, что энергоблок должен был быть готов в 2011 году к 300-летию со дня рождения великого русского ученого.
Экскурсия на ПЭБ оставила сильное впечатление у ребят и вызвала много положительных эмоций. Думаю, что посещение ПАТЭС и общение с ее работниками окажет большое влияние и на профориентационные взгляды учащихся.
Рассолова Г.С., учитель географии