Основная образовательная программа начального общего образования

Описание основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования г.Певек»

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) к структуре основной образовательной программы, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 года).

Основная образовательная программа начального общего образования является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка может осуществляться ежегодно в соответствии с решениями Педагогического совета школы.

ООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности школы при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования:

  • обеспечение достижений учащимися начальных классов личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы;
  • создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
  • обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
  • формирование оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом;
  • формирование универсальных учебных действий, (в учебной, личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах), обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащегося.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • формирование общей культуры, духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
  • обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего , профессионального образования;
  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее- дети с ОВЗ);
  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­ технического творчества и проектно­ исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
  • использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
  • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося(в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

  • Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  • Принцип минимакса – заключается в следующем: школа предлагает ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечивает при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательной деятельности, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Программа адресована:

  • обучающимся 1-4-х классов и их родителям для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым учащимся образовательных результатов;
  • педагогам школы:
    • для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности щколы, родителей, учащихся и возможностей для взаимодействия;
    • для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности.
  • администрации школы:
    • для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной программы;
    • для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации школы);
    • для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения в целом;
    • для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности школы.

Содержание основной образовательной программы образовательного учреждения отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

  1. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
    Целевой раздел программы включает:
    • Пояснительную записку
    • Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО
    • Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО
  2. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
    • Программу формирования универсальных учебных действий обучающихся при получении начального общего образования.
    • Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.
    • Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования.
    • Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
    • Программу коррекционной работы.
  3. Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Центр образования г.Певек. Организационный раздел программы включает:
    • Учебный план начального общего образования
    • План внеурочной деятельности
    • Календарный учебный график
    • Систему условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Скачать: Основная образовательная программа начального общего образования